» Главная > Опалубочные работы

Забивка свай молотами





Перед началом забивки все механизмы копра, а также молот должны быть тщательно проверены и при необходимости испытаны. Согласно требованиям СНиП Ш-Б.6-62, до начала забивки производятся проверка технической документации на подлежащие забивке сваи, правильности маркировки, нанесенной на сваях, и разметка по длине свай, а в случае применения составных свай — полная или частичная сборка секций (порядок сборки определяется ППР).
Порядок выполнения и содержания рабочих операций при забивке:
а) передвижение копра на железнодорожном ходу на место забивки очередной сваи происходит по предварительно уложенным и отрихтованным звеньям рельсового пути, безрельсового копра — по спланированному и утрамбованному грунту на пути движения. В случае необходимости производится подсыпка путей песком, гравием, щебнем или шлаком с последующим трамбованием.
Несамоходные копры передвигаются при помощи копровой лебедки, канат от которой зачаливается за неподвижный анкер. При передвижении копра молот должен быть опущен в нижнее положение (примерно на уровень нижней рамы копра);
б) подтягивание сваи к копру осуществляется через отводной блок, расположенный на нижней раме копра. По существующим правилам сваю разрешается подтягивать с расстояния не более 5 м и только перпендикулярно оси движения копра. Для подтягивания используется второй (свайный) барабан копровой лебедки, а иногда для этой цели применяется отдельная лебедка;
в) подъем и установка сваи в стрелах копра осуществляются так: сначала молот поднимают в крайнее верхнее положение и барабан лебедки ставят на тормоз, затем поднимают сваю вторым (свайным) барабаном лебедки и после того, как она займет вертикальное положение, наводят нижний конец ее на точку забивки, обозначенную обычно колышком, вбитым в землю. Один или двое рабочих, стоя внизу, при помощи ломов разворачивают сваю, пока ее голова не станет под наголовником молота. Затем молот вместе с наголовником опускают на сваю. В последних конструкциях копров (С-860, С-870 и др.) предусмотрены специальные механизмы, устанавливающие сваю под наголовник. После установки молота на сваю по команде закоперщика начинается собственно забивка;
г) сваи забиваются до заданной проектной отметки или до получения проектного «отказа» сваи. Первые удары по свае производятся при небольшой высоте подъема ударной части молота. После того как свая заглубится в грунт на 1 —1,5 м, переходят на максимальную для данного молота высоту подъема ударной части. При забивке сваи необходимо наблюдать за тем, чтобы:
не происходило смещения оси сваи от проектного положения;
молот наносил удары по центру сваи;
голова сваи не разрушалась.

При первых признаках разрушения забивка должна быть остановлена до выяснения причин разрушения и до принятия решения о возможности продолжать забивку;
наголовник был исправен, а амортизирующие прокладки в нем своевременно заменялись;
молот, копер и вспомогательное оборудование работало исправно.
Согласно СНиП Ш-Б.6-62, при забивке свай должны выполняться следующие измерения:
при забивке молотами одиночного действия в начале забивки — число ударов на каждый метр погружения и средняя высота падения ударной части молота. В конце забивки — отказ сваи от залогов по 10 ударов в каждом залоге. Число залогов не менее 3 (измерение отказа производится после каждого залога);
при забивке молотами двойного действия, в начале забивки — время работы молота, расходуемое на каждый метр погружения и частота ударов молота в 1 мин; в конце забивки — величина погружения сваи за 1 мин, частота ударов, давление пара или воздуха.

Точность измерения отказа до 1 мм. При измерении отказа необходимо следить за тем, чтобы ударная часть молота одиночного действия поднималась на полную высоту; для молотов двойного действия — поддерживалось нормальное, согласно паспортным данным, давление пара или воздуха; голова сваи не имела значительных разрушений, а наголовник находился в исправном состоянии. Свая, не давшая при забивке расчетного отказа, должна быть добита после «отдыха» в грунте в соответствии с ГОСТ 5686—51. Если контрольная добивка показывает превышение проектного отказа, то необходимо поставить проектную организацию об этом в известность для принятия решения. При забивке свай следует обязательно вести журнал забивки каждой сваи и сводную ведомость забитых свай, кроме того, составлять акты динамического испытания свай по установленным формам.